2) Сто значеній — самое малое сто значеній
Вторая особливость:
‘त्रयोऽर्थाः सर्ववेदेषु दशार्थाः सर्वभारते ।
विष्णोः सहस्रनामापि निरन्तरशतार्थकम् ॥’
„В Вѣдах повсюду три значенія; в Бхāратѣ десять; Вишн̣ово же тысяченāменье стозначно повсѣмѣстно.“
Здѣсь „сто“ не „сто ровно.“ Но щатāварам, „сто самое малое.“ Болѣе чѣм стозначно, как минимум стозначно. Десятизначное Махāбхāрато превосходит трехзначные Вѣды. В Махāбхāратѣ высшая часть — сверхстазначное Вишн̣ово Сахасранāма-стотро.
Кажется, что мантры Вѣд возносят хвалу Агню, Вāйвѣ, Варун̣ѣ и другим Безсмертным. Только разсматривая их с точки зренія антарйāмиты, изнутренне-опредѣляющей силы, мы устанавливаем подлинное значеніе мантра. В Бхāратѣ не возникает подобной трудности. Бхагаватья Щрӣ-Харья слава преподается нам как повѣсть, бытописаніе. С другой стороны, Бхāрато — повѣсть о битвѣ дхарма и адхарма, дѣвов и дāнавов, темных со свѣтлыми. О ком только, казалось бы, не разсказывает Бхāрато. И о Дурйодханѣ, и о Дух̤щāсанѣ, и о Карн̣ѣ с Щакунем. И снова, чтобы окунуться в Гаӈгу бхагаватьего гун̣орѣчія, мы должны искать ея внутреннее, скрытое теченіе. Но с Вишн̣овым тысяченāменьем все иначе. В началѣ и в концѣ, внутренне и внешне — имена Бхагавāна и никаких достославных героев!
Сахасранāменье, тѣм самым, есть абсолютная вершина поиска бхагаватсмысленности в множествѣ щабд. В каждом имени свыше ста гун̣ откроются ищущему. В тысячѣ имен — свыше ста тысяч.
„Сто значеній“ — эти слова как восклицаніе, как восторг сердца! Рядом с этим, нѣт другого исканія. Сто значеній одного имени. Сто тысяч значеній тысячи имен. Этот поиск ста тысяч гун̣ Бхагавāна и есть постиженіе ста тысяч щлок Бхāрата. Поиск сути его трех милліонов двухсот тысяч слогов.
Такова вторая особливость Вишн̣ова сахасранāменья.
क्रमशः
Комментариев нет:
Отправить комментарий