20110308

Введеніе в Нāма-чандрику. Баннанџе Говиндāчāрйа. (часть 2-я)


*
Что же такого выдающагося в Вишн̣у-сахасранāма-стотрѣ?

Четыре уникальных качества показал в нем Āчāрйа Мадхва:

  1. Вишн̣у-сахасранāма-стотро содержит в себѣ суть самого Махāбхāрата, являющагося сутью всѣх щāстр;
  2. Каждое без исключеній имя имѣет не менѣе ста значеній;
  3. Существует тысяча рӯп Бхагавāна. Эти тысяча имен являются их именами;
  4. Имена эти являются сутью мантр Брьхатӣ-сахасрія.

Разсмотрим подробнѣе каждую из этих четырех особливостей.


1) Сахасранāменье как суть всѣх щāстр


Сказано:

‘शास्त्रेषु भारतं सारं तत्र नामसहस्रकम् ।
वैष्णवं कृष्णगीता च तज्ज्ञानान्मुच्यतेऽञ्जसा ॥’

„Бхāрато есть самая суть щāстр, в Бхāратѣ же самая суть — Тысяча Нāмен Вишн̣у и Гӣтā Крьшн̣ы: знаніе их приводит к свободе прямо и скоро.“

‘भारतं सर्वशास्त्रेषु भारते गीतिका वरा ।
विष्णोः सहस्रनामापि ज्ञेयं पाठ्यं च तद्द्वयम् ॥’

„Бхāрато первенствует среди всѣх щāстр, в Бхāратѣ же первенствуют Гӣтā и Вишн̣ово Сахасранāменье: оба должно изучать и читать.“

Таким образом, Махāбхāрато — суть всей вѣдней рѣчи. Вишн̣у-сахасранāма-стотро — суть Махāбхāрата, а тѣм самым и суть всѣх щāстр.

Три измѣренія — три смысла


В Харивам̇щѣ сказано:

‘वेदे रामायणे चैव पुराणे भारते तथा ।
आदावन्ते च मध्ये च विष्णुः सर्वत्र गीयते ॥’

„В Вѣдѣ, Рāмāйан̣ѣ, в Пурāн̣ах и Бхāратѣ, в началѣ, серединѣ и концѣ — повсюду — воспѣт Вишн̣у.“

Давайте проанализируем это положеніе. В Бхāратѣ, являющимся сутью всѣх щāстр, присутствуют три уровня смысла, о чем ясно говорится в самом Махāбхāратѣ:

‘मन्वादि केचिद्ब्रुवते ह्यास्तीकादि तथाऽपरे ।
तथोपरिचराद्यन्ये भारतं परिचक्षते ॥’


Значеніе щлока слѣдующее: Нѣкоторые утверждают, что Бхāрато есть прежде всего повѣствованіе об āстиках (естниках), то есть о Пāн̣д̣авах. Этот смысл — повѣствовательный, аітихāсикоɐртхах̤. Другіе полагают, что начала, о которых слѣдует постоянно мыслить и помнить (мананӣйāни таттвāни) являются темой Махāбхāрата, и посыл его в том, чтобы дать нам понять важность жизни по этим началам. Этот смысл — мыслительный (āдхимāнасикоɐртхах̤). Третьи же, наиглубже других понимающіе, считают, что сарвопаричара \ всевышній, саматӣтакшарāкшара \ надмірно-надщрӣрый Нāрāйан̣а является предметом Бхāрата, на Его гун̣ы-достоинства проливающаго свѣт. Это смысл āтменный, āдхйāтмикоɐртхах̤.
Что такое мыслимыя начала? Их восемнадцать:

1) धर्मः \ дхармъ; 2) भक्तिः \ бхакти; 3) ज्ञानम् \ знаніе; 4) वैराग्यम् \ отрешеніе; 5) प्रज्ञा \ способность знаніе усваивать; 6) मेधा \ способность усвоенное удерживать в памяти; 7) धृतिः \ стойкость; 8) स्थितिः \ постоянство; 9) योगः \ йогъ: неподвластность двойственности или постоянное осознаніе связи явленій с Бхагавāном; 10) प्राणः \ прāн̣ъ, живительный дух в џӣвах, осуществляющій всѣ усилія; 11) बलम् \ сила; 12) श्रवणम् \ слушаніе (как и слѣдующія два, примѣнительно к щрутіям и другими вѣдним āгамам); 13) मननम् \ вдумчивое размышленіе; 14) निदिध्यासनम् \ богованіе (полнѣйшее сосредоточеніе); 15) शीलम् \ нравственность, вѣрности пути правых; 16) विनयः \ честивость, скромность; 17) वेदविद्या \ вѣденье Вѣда; 18) वेदवेद्यो भगवान् \ вѣднее вѣдиво — Бхагавāн.

Эти начала представлены в Бхāратѣ семью личностями:
  1. Дхармарāџа — дхармъ;
  2. Бхӣма — десять начала, от бхакти до силы;
  3. Арџуна — три начала, начиная со слушанія;
  4. Накула — нравственность;
  5. Сахадѣва — честивость;
  6. Драупадӣ — Бхāратӣ, божество Вѣда-видйи;
  7. Щрӣ-Крьшн̣а — Нāрāйан̣а, вѣднее вѣдиво.
Разсказ о семерых махāтманах — повѣствовательный подход, āстикāди. Наставленіе о восемнадцати мыслимых началах на примѣрѣ дѣяній семерых — умный подход, манвāди. А раскрытіе того, что наиважнѣйшее содержаніе, главнѣйшее донесеніе этих восемнадцати начал в каждом щлокѣ, каждом словѣ, каждом слогѣ Махāбхāрата есть надо всеми вышній Парам̇ Брахмо Нāрāйан̣а — третій подход, āтменный: упаричарāди.

Чтобы понять повѣствовательный смысл, надо изучить все Бхāрато. Раздѣла с „кратким содержаніем“ мы не найдем. Суть умнаго наставленія — Бхагавад-Гӣтā. „Все есть имя Бхагавāна,“ — сутью этого всевышняго смысла является Щрӣ-Вишн̣у-сахасранāма-стотро.

Итак, высочайшей сутью всѣх таттвѣ посвященных щāстр является Махāбхāрато. Из трех подходов к пониманію смысла Махāбхāрата высочайшій, сущностный — третій, упаричарāди. И суть его в этом стотрѣ, такова Сахасранāменья рѣдкостная слава. Нѣт такого величія, махатства такого нѣт ни в чем, как есть в нем — наисамой всещāстровой сути. Такова первая особливость.


क्रमशः

Комментариев нет:

Отправить комментарий