20110505

Введеніе в Нāма-чандрику. Баннанџе Говиндāчāрйа. (часть 4-я)


3) Тысяча рӯп

Другія тысяченāменья — это имена одного рӯпа одного же дѣва, изрѣдка нѣскольких рӯп. Но здѣсь тысяча рӯп Бхагавāна. Их звуковыми выраженіями являются тысяча имен. И в этом третья особливость.

И имен тысяча. И рӯп тысяча. Ни в одном другом сахасранāменьи не находим мы ничего подобнаго. И еще помним: сахасрам — не тысяча ровно. Безчисленныя, безконечныя рӯпа. К их поиску призывает стотро.

Каков смысл слова сахасрам? То, что с безконечными рӯпами Бхагавāна саха \ „вмѣсте“ сарати \ „льется, течет“ — то сахасрам. Таким образом, эти нāмена воспевают безчисленныя рӯпа Бхагавāна, Его безчисленныя гун̣ы. Гдѣ еще можно встретить славу, сравнимую со славой сего рāџа стотр?

4) Тысяча мантров


Четвертая особливость Вишн̣ова тысяченāменья — их прямая вѣдокорененность.
В Аітарейа-брāхман̣ѣ слышим: есть один древній йаџњ под называніем „махāврато.“ Три огненных возношенія проводятся в этом йаџње в три времени суток, утром, в полдень и вечером. Во время каждаго возношенія рьтвики читают по два щастра о многих рьчах. Щастро [не путать с щāстром] — это собраніе опредѣленных мантров Рьг-Вѣда. В отличіе от славиц-стотр, которыми сāма-вѣдуны нараспѣв рѣкли хвалы, славицы-щастра не поют, а читают.

Таким образом, во время йāга рьг-вѣдуны рьчными щастрами славят бхагаватьи гун̣ы. Гун̣о-щам̇санам и есть суть щас-тров. Щастра объединены чхандасом, размѣром. Стотра — гāном, напѣвом. В утреннее возношеніе читаются два щастра, Āџйа-щастро и Прауга-щастро. В полуденное, главное возношеніе Ваіщвадѣва-щастро и Нишкевалйа-щастро. В послѣднее, вечернее возношеніе — Марутватӣйа-щастро и Āгнамāрута-щастро.

Среди шести щастр самым важным является читаемое во вторую очередь на главном, полуденном огненном возношеніи — Нишкевалйа-щастро. Нишкевалйа-щастром называется славленье кевалам̇ \ исключительно нишкрьшт̣а \ отобранных, тщательно извлеченных безподобных гун̣ов и рӯп Бхагавāна.

Другое названіе этого щастра — Брьхадуктхам. Если с бхактью повторять его снова и снова, оно уттхāпайати \ поднимает, пробуждает Бхагавāна, потому уктхам. Только в Нишкевалйа-щастрѣ содержится тысяча мантров. Оттого брьхат \ великое. А еще оттого, что состоит из тысячи мантров размѣра брьхатӣ; отсюда еще одно, самое извѣстное названіе — Брьхатӣ-сахасрам.

„Брьхатӣ“ — так называется размѣр на тридцать шесть акшар, слогов. В каждом пāдѣ, четверти, по девять акшар. Или же в трех пāдах по восемь акшар, а в одном из пāдов двенадцать. Все это в том случаѣ, когда размѣр брьхатӣ соотвѣтствует размѣру пāдов мантров. В противном случаѣ берется общее количество слогов, какими бы ни были размѣры, и дѣлится на тридцать шесть слогов брьхати. Это и есть случай Брьхадуктхія, состоящаго из тысячи брьхатей по числу акшар. По исчисленію древних, число акшар во всѣх, различных размѣров, мантрах Многорьчнаго Вѣда составляет 432 000. Мѣрой тридцатишестисложной брьхати их 432 000 / 36=12 000 брьхатей. Тѣм самым Брьхатӣ-сахасріе составляет одну двѣнадцатую часть от всѣго Рьг-Вѣда. Кроме того, брьхатӣ имѣет отношеніе к таттвѣ Прāн̣ы, говорят знающіе прāн̣опоклонники. Дѣваты брьхати — Лакшмӣ, Сарасватӣ, Бхāратӣ, Тāрā и Гаруд̣а. Потому брьхатӣ очень дорога Бхагавāну.

Эту тысяча брьхатӣ-мантров мы не найдем в Вѣдѣ в одном мѣстѣ. Они находятся в разных частях Вѣда, читаются на самые разные размѣры, но собранные вмѣстѣ составляют тысячу брьхатей, тридцать шесть тысяч акшар. Метод объединенія этих мантр подробно раскрывается в Аітарейāран̣йакѣ.

Сутью этой объединенной тысячи брьхатӣ-мантров является Сахасранāменье Вишн̣ово. У каждаго мантра по одному имени. Каждое имя выражает суть одной из брьхатӣ Нишкевалйа. Мантръ служит сладкой оболочкой этому снадобью. Такова четвертая особливость.



क्रमशः

Комментариев нет:

Отправить комментарий